По объяснительной записке мл. лейтенанта 281-й шад Гарбуза А.И.
ШТАБ
448
БОМБАРДИРОВОЧНЫЙ
АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК
по отд секретному
15 декабря 1942г
№0618
СЕКРЕТНО
экз №1
Командиру
281 штурмовой
авиационной
дивизии
Доношу, что военнослужащих плененных и вышедших
из окружения при сомнительных обстоятельствах в 448 ШАП нет.
В полку имеется 3 человека находившихся
на временно занятой территории противником:
1. Командир авиационной эскадрильи Капитан
КОВАЛЕВ Павел Данилович. После выхода из окружения товарищ КОВАЛЕВ переучился
на самолете ИЛ-2 и за период ведения боевой работы на Волховском
фронте показал себя преданным на деле партии
ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине, совершил 45 успешных боевых вылетов.
За проявленные доблесть и мужество в борьбе с
немецкими захватчиками, приказом ВФ 3.11.42г. награжден Орденом «КРАСНОЕ ЗНАМЯ». В
боях за Родину имеет одно тяжелое и два легких ранения.
2. Командир звена Лейтенант ГАРБУЗ Александр
Иванович. За период ведения боевой работы показал себя преданным
делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине. В боях за Родину имеет
одно тяжелое ранение. За проявленные доблесть и мужество в борьбе с немецкими
захватчиками приказом войскам Волховского фронта награжден Орденом «ЛЕНИНА».
3. Командир звена МОМОТ Степан Гаврилович. На западном фронте
совершил 10 успешных боевых вылетов на самолете СБ и
39 успешных боевых вылетов на самолете ИЛ-2 на Волховском
фронте. За период ведения полком боевой работы показал себя преданным делу
партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической Родине.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Рапорта и объяснения т.КОВАЛЕВА, ГАРБУЗА, МОМОТА на 6
листах. Упомянутое только адресату.
Командир 448 ШАП
МАЙОР БАЕШКО
Отпечатано
в 2-х экз
Экз №1 Адресату
Экз №2 в дело части
Исп.
15.12.42
От
командира звена 2 АЭ
448
ШАП
Мл. лейтенанта ГАРБУЗ А.И.
9.9.42г
д.Сырецкое
КОПИЯ
Командиру
448 ШАП
3.8.42г. в 12.00 экипажи в составе ведущего Капитана КОРЖЕНКО,
Старший сержант ЗИНОВЬЕВ и вторая пора Младший лейтенант ГАРБУЗ и Старшина
СЕРЕДИНОВ получили боевое задание, бомбовыми и штурмовыми атаками уничтожать
скопление войск противника в районе ИЛЛАРИОНОВ-ОСТРОВ и по грунтовой дороге,
что Юго-Восточнее ЛАРИОНОВ-ОСТРОВ. Легли на курс в 12.15 и в
12.34 я увидел цель и ведущая пара пошла в атаку, в это время я увидел
сильный ЗА огонь до двух батарей из блиндажа, опушки леса, что Юго-Восточнее
ЛАРИОНОВ-ОСТРОВ по грунтовой дороге в двух км. Я пошел в атаку, подавил
зенитный огонь и заметил большое оживление на дороге. Горкой набрав высоту до
50 мт., сбросил бомбы и обратно пошел в штурмовую
атаку, недолетая до Ж.Д. примерно 300 мт., я начал
разворачиваться с набором высоты и развернувшись на 400 я почувствовал сильный
удар в броню с зади в
кабине. В кабине стало жарко и после чего вырвало прозрачную бронь слева сзади и пламя ударило в кабину. На мне
загорелось обмундирование. В это время я заметил гужевой транспорт противника
по грунтовой дороге, что южнее Ж.Д. идущей с Нов.КИРИШЕЙ на ПОСАДНИКОВ ОСТРОВ. Я подвернул самолет
вдоль дороги, полностью дал газ, нажал на гашетки пушек и пулеметов и повел
горящую машину в последнюю атаку. При ударе самолета по инерции пошел вперед и
ударился головой в передний козырек брони, после чего потерял сознание, очнулся
от взрыва и сильной боли, в ногах, и жгло спину. В кабине было темно, я протер
глаза и увидел приборы. Вытянув пистолет я попробовал
открыть финар, но он не открывался, тогда рукояткой
пистолета я выбил боковое стекло, в кабине посыпалась земля, я разгреб землю и
вывалился из кабины и начал качаться. После того когда потушил остатки тлевшего
обмундирования я осмотрелся, кабина была засыпана землей, метров в 30 от нее
валялась перевернутая пушка, по дороге валялись куски окровавленного мяса
перепачканные землей, колеса от брички, куски метала и вне дали
была воронка.
Разрезав сапоги я пошел в лес, пройдя метров 50 я ушлышал
крык курей и мучание коров,
я решил, что вблизи деревни и решил пробратся в нее.
Выйдя на опушку я заметил мужчину в метрах 50 от меня
косившего траву, а впереди метров 100 были ров, я пробрался к этому рву и
увидел запряженную лошадь, лег в траву и начал наблюдать. В это время на
противоположную сторону рва вышло два немца, они посмотрели в сторону догоравших
остатков самолета и скрылись обратно в ров, а я побежал в лес. Подбегая к
опушки леса я обернулся и увидел еще двух немцев
бежавших из противоположной рощи, увидев меня они открыли огонь но я был уже в
лесу, пройдя еще 50 мт. Я вышел обратно на опушку и
услышал окрык «АПО», тогда я обратно бросился в лес, вскочил в
воронку и решил в случае нападения отстреливатся, но
в это время арт. позиции противника начала обстреливать наша артиллерия,
огневой налет продолжался более 1.30 мт
после чего я услышал крики и стоны раненных со стороны дороги. В воронке я
просидел до темноты. Ночью я вылез из воронки и пошел на Север, натыкаясь на
провода и огневые точки. Провода я резал, а точки обходил. К утру вышел на
Ж.Д., но не доходя до Ж.Д. увидел два блиндажа и от
одного очень густо шли провода, людей не было видно. Я подбежал к проводам,
быстро их порезал, переполз Ж.Д. и спустился с насыпи. За Ж.Д. я обратно
осмотрелся, впереди меня был завал и через него лежало
бревно, по этому бревну я пошел на Север. Подходя к концу бревна
я услышал треск сухих веток, быстро обернулся и пошатнулся, в это время я
услышал выстрел и пуля ударывшись в дерево
разорвалась у меня в ногах, я быстро упал и начал ожидать, что будет дальше.
Так я пролежал 15 мт. после чего услышал приблыжающиеся шаги. Я стал всматриваться в сумерки и
увидел в 15 мт. от себя немца, подпустил его еще
ближе и выстрелил ему в грудь, он вскрыкнул,
выпрямился и упал. Тогда я побежал в лес. Лесом я прошел 13 часов никого не встречая и вышел на передовую, осмотрелся. Немцев
видно не было. Я пробрался к одному блиндажу, он оказался пустой, тогда
перебежал к другому и услышал стук шагов по настилу. Осмотревшись
я увидел немца идущего под завалом передовой линии. Подождал пока немец пройдет я решил обратно уйти в лес и ожидать наступления
темноты. Я приподнялася и зайдя за угол блиндажа повернулся влево и увидел немецкого часового, он
сидел у входа в соседний блиндаж и смотрел в мою сторону. Решил как только он
поднимет тревогу застрелить его, но он смотрел на меня дикими глазами и не шивелился, тогда я не сводя него
пистолета пошел к лесу и скрывшись из вида упал и отполз в сторону /это было
100 мт. от блиндажей/. Я слышал два выстрела, после
чего наступила обратно тишина. Примерно часа через два пошел сильный дождь, я
направился обратно к завалу и под прикрытием дождя я перешол
завал передовой линии и искрылся в лесу. Пройдя 200 мт я услышал окрык и одновременно
выстрел, в след за первым последовало из 6 точек до 18
выстрелов. Я упал и уполз в сторону, в полусогнутом состоянии
ушел на Север. К вечеру я наткнулся на блиндаж с бойницами на Запад, решил что это наши, я подошел к блиндажу и увидел часового
сидевшего ко мне спиной. Около него стоял немецкий пулемет, а на блиндаже высела немецкая каска, что меня и смутило
и я ушел обратно в лес. Лег около дороги и стал ожидать проходящих для
того, что бы определить, что у блиндажах. Так я
просидел всю ночь и ничего не узнал, а утром пошел дальше на Север и вышел на
грунтовую дорогу. На этой дороге я увидел наших красноармейцев и командиров. Я
подошел к им и они меня привели на ППМ 67 СП. Сдесь меня перевязали и я отправился к командиру и
комиссару 67 СП, где я узнал, что 4.8.42г. меня обстрелял наш передовой дозор,
и что артиллерия преданная 67 СП 3.8.42г. обстреляла огневые позиции противника ориентируясь дымом. Вечером 5.8.42г. меня
отправили в 240 МСГ, здесь я пролежал до 24.8.42г., после чего меня
эвакуировали в 90 эвакуационный госпиталь и 29.8.42г. меня привезли в гор.ТИФИН эвакуационный госпиталь
3415, здесь я пролежал еще три дня после чего меня отпустили в часть и 8.9.42г.
я прибыл в 448 ШАП. Оружие отобрали в 240 МСБ.
Младший лейтенант ГАРБУЗ
Верно:
НАЧАЛЬНИК ОТД. СТР. И КАДРОВ 448 ШАП
Старший
лейтенант /ГРИДАСОВ/
15
декабря 1942г. Печать полка
ЦАМО:Ф.281
шад, оп.1, д.118 Сведения по табелю срочных донесений
448 ШАП. Листы 91, 93, 94.
Подготовил
к публикации Валяев-Зайцев А.А.
Стиль
оригинала, орфография и грамматика сохранены.
Объяснительная
напечатана на темной серо-желтой бумаге через черную копировальную бумагу,
сделать ксерокопии невозможно – не читаются.
Для обсуждения
вопросов по судьбам авиаторов 2-й МВ заходите на форум
(С) Дизайн и разработка
проекта Будаева А. В. При использовании
информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.