= ВОСПОМИНАНИЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ =
СОВЕТСКАЯ АВИАЦИЯ
В БОЯХ
ПРИ ШТУРМЕ КЕНИГСБЕРГА
Вечером 23 февраля 1945 года на моем столе зазвонил кремлевский телефон. Я снял трубку и услышал неторопливый глуховатый голос И. В. Сталина. Поздоровавшись, Верховный Главнокомандующий, как всегда без всяких предисловий, спросил:
— Не можете ли вы поехать к Василевскому?
— Когда прикажете, товарищ Сталин?
— Чем скорее, тем лучше. Василевский только что звонил мне и очень просил прислать вас.
Утром 24 февраля я вылетел на 3-й Белорусский фронт. Самолет вел мой шеф-пилот командир транспортной авиадивизии особого назначения генерал Виктор Георгиевич Грачев. Он был мастером своего дела, и я всегда, если он не бывал занят, летал с ним. Поднялись мы с Центрального аэродрома. Метеорологи ничего хорошего на маршруте не обещали. Но погода оказалась даже хуже той, которую запрогнозировали синоптики. Низкая облачность со снежными зарядами преследовала нас до самого Вильнюса. Облака все прижимали и прижимали «Дуглас» к земле, и, наконец, Грачев повел самолет почти на бреющем полете. За Вильнюсом видимость совсем пропала, и Виктор Георгиевич, опасаясь врезаться в какую-нибудь высотку, ушел в облака. Дальше полет проходил вслепую, по приборам. Перед отбытием на фронт я ознакомился с обстановкой в Восточной Пруссии. В то время наши войска, расчленившие в ходе январского наступления группу армий «Центр» на три части, вели бои по ликвидации хейльсбергской группировки противника, оборонявшейся южнее Кенигсберга. Группировка эта, включавшая около 20 дивизий, занимала рубежи Хейльсбергского укрепленного района. Войска 3-го Белорусского фронта должны были разгромить ее к 25 февраля.
До срока, определенного Ставкой, оставались сутки, а конца боев не было и видно. Противник, опираясь на систему долговременных сооружений и выгодные позиции, сопротивлялся упорно и яростно. На аэродроме в Растенбурге нас встретил командующий 1-й воздушной армией генерал-полковник авиации Т. Т. Хрюкин. В его штабе, находившемся в Гросс-Калене, я ознакомился с состоянием дел в 1-й воздушной армии, а затем уехал к Василевскому.
Александр Михайлович коротко изложил нам план операции: вначале советские войска громят хейльсбергскую группировку, потом штурмом овладевают Кенигсбергом и заканчивают боевые действия ликвидацией Земландской группировки. Такая последовательность несколько затягивала операцию, но иного выхода тогда не было. В заключение маршал сказал, что решением Ставки 1-й Прибалтийский фронт переименовывается в Земландскую группу войск, которая вливается в состав 3-го Белорусского фронта.
С 22 февраля по 12 марта советские войска готовились к операции по ликвидации хейльсбергской группировки. 13 марта начались боевые действия. При поддержке 1-й и 3-й воздушных армий эта группировка гитлеровцев была расчленена и 29 марта перестала существовать.
Наступила очередь Кенигсберга. Но разгрызть такой «орешек» было далеко не просто даже при наличии тех немалых сил, которые советское командование привлекло для штурма города.
Противник придавал Кенигсбергу исключительное не только военное, но и политическое, моральное значение. Центр Восточной Пруссии, он был и одним из важнейших военно-промышленных районов Германии. Наконец, этот город был старым гнездом самой жестокой и агрессивной силы страны — прусской военщины. Нетрудно поэтому было себе представить, как отзовется его падение среди населения и в гитлеровской армии.
Советское командование ясно понимало, каким грозным и трудноодолимым барьером является Кенигсберг с его многочисленным, прекрасно вооруженным и надежно защищенным от ударов с земли и с воздуха гарнизоном. Штурм такого объекта требовал тщательной и длительной подготовки. Достаточно сказать, что для обороны города противник привлек около 130 тысяч человек, до 4 тысяч орудий и минометов, более 100 танков и штурмовых орудий. На аэродромах Земландского полуострова — в Гросс-Диршкайме, Гросс-Хубникене и Нойтифе — базировалось 170 боевых самолетов*(18.
Вокруг Кенигсберга и внутри него гитлеровцы создали четыре оборонительные полосы*(А3. Первая (внешний обвод) состояла из системы траншей, противотанкового рва, линии надолб, противопехотных заграждений и минных полей; вторая (внутренний обвод) включала в себя доты, дзоты и 15 мощных старинных фортов с солидными гарнизонами; третья проходила по окраинам города и представляла собой комплекс железобетонных огневых точек и подготовленных к обороне каменных строений и баррикад; четвертая опоясывала центральную часть города и состояла из бастионов, равелинов, башен и наиболее прочных зданий. В самом центре находилась старинная цитадель. От нападения с воздуха Кенигсберг защищали 56 зенитных батарей (около 450 стволов). В городе имелись заводы и склады с достаточным запасом продовольствия и воинского имущества*(33 .
Разработку операции «Земланд» — овладение городом и ликвидация Земландской группировки — советское командование поручило генералу армии И. X. Баграмяну. Иван Христофорович и его помощники быстро и хорошо справились с этим ответственным заданием. Замысел операции сводился к следующему: мощными ударами с севера и с юга по сходящимся направлениям рассечь гарнизон Кенигсберга на изолированные группы и штурмом овладеть городом. Для пресечения попыток врага помешать штурму города со стороны Земландского полуострова из района Кенигсберга намечался вспомогательный удар в западном направлении.
Для разгрома кенигсбергской группировки привлекались четыре общевойсковые армии. 43-я и 50-я наносили удар с севера, 11-я гвардейская — с юга, 39-я отсекала от Земландской группировки противника. Операция разрабатывалась с учетом мощного артиллерийского и авиационного воздействия на врага. Вместе с артиллеристами летчики должны были разрушить основные фортификационные сооружения и опорные пункты, подавить артиллерию и огневые точки гитлеровцев и создать пехоте все условия для быстрейшего овладения городом, причем с наименьшими потерями с нашей стороны.
В помощь наземным войскам были выделены: три воздушные армии — 1, 3 и 18-я (бывшая авиация дальнего действия) *(А4, ВВС Краснознаменного Балтийского флота и два авиасоединения резерва Верховного Главнокомандования — 5-й гвардейский и 5-й бомбардировочные авиационные корпуса. Всего ко дню штурма фронт имел 2444 боевых самолета, в том числе 1124 бомбардировщика (500 тяжелых дальнего действия, 432 ближнего действия и 192 легких ночных), 470 штурмовиков, 830 истребителей и 20 торпедоносцев *(91 .
За исключением 150 самолетов ВВС КБФ, нацеленных исключительно на срыв морских перевозок противника, остальная авиация предназначалась для действия на сухопутном фронте. В этом таились свои, и весьма немалые, трудности. К концу четвертого года войны мы накопили богатый опыт по руководству и управлению большими массами авиации в бою. Но то были действия на широком фронте. Под Кенигсбергом же вводилось в сражение более двух тысяч боевых машин на весьма узком участке наступления, что очень усложняло массированное применение авиации и взаимодействие ее с сухопутными войсками. К тому же мы еще не имели опыта массированного воздушного штурма таких крупных городов, как Кенигсберг. А штурмовке вражеских позиций, особенно в черте города, придавалось первостепенное значение. Мы понимали, что хотя авиации в овладении городом отводится большая роль, но последнее слово все-таки принадлежит пехоте и задача летчиков — всемерно помогать ей. Однако не являлось секретом и то, что действия пехоты в отлично приспособленном к обороне Кенигсберге окажутся успешными лишь в том случае, если авиаторы сумеют непрерывно сопровождать ее на поле боя и так, чтобы удары с земли дополнялись точными, согласованными ударами с воздуха, чтобы лавина наземного и воздушного огня загоняла фашистов в укрытия и не позволяла им полностью использовать свое оружие и оборонительные сооружения. Поэтому мы сделали все, чтобы фронт имел не только мощную ударную бомбардировочную, но и сильную штурмовую авиагруппу. В нее вошли (без учета подразделений ВВС КБФ, имевших всего 60 Ил-2) шесть штурмовых авиадивизий: 1-я гвардейская полковника С. Д. Пруткова, 182-я генерал-майора В. И. Шевченко, 277-я полковника Ф. С. Хатминского, 211-я полковника П. М. Кучмы, 311-я подполковника К. П. Заклепы и 335-я генерал-майора С. С. Александрова *(92. Это были закаленные, с большим боевым опытом, не раз упоминавшиеся в приказах Верховного Главнокомандующего соединения. Всех командиров этих дивизий я знал в лицо и не раз наблюдал, как действуют в бою их подчиненные. Особенно приятно было видеть под Кенигсбергом ленинградских летчиков, к которым я, как их бывший командующий, всегда испытывал очень теплые чувства. Штурмовая группа 1-й воздушной армии была усилена 277-й авиадивизией. Эта дивизия завоевала мою симпатию своим поистине ювелирным взаимодействием с пехотой и танками и снайперскими ударами, показанными еще летом 1944 года во время Выборгской операции, в которой я, как представитель Ставки, координировал боевую работу фронтовой и морской авиации. А ее беспримерный, длившийся шесть часов подряд штурм Кутерсельки вообще можно считать классическим образцом воинского мастерства и героизма. Только благодаря ударам летчиков Хатминского наши пехотинцы смогли овладеть этим сильнейшим узлом финской обороны. Мастерство и опыт летчиков 277-й дивизии, их умение быстро ориентироваться в обстановке на поле боя и действовать по точечным целям были неоценимы в условиях борьбы за Кенигсберг.
План боевого использования штурмовиков в Кенигсбергской операции мы разрабатывали с особенной тщательностью, построили его таким образом, чтобы удары «Илов» были наиболее эффективными, то есть наносились бы одновременно и непрерывно на всю глубину тактической обороны противника. С этой целью боевая работа штурмовых соединений проводилась двумя эшелонами. Первый (две трети сил) непосредственно сопровождал войска на поле боя, нанося удары по вражеской обороне на глубину до 2 километров; второй громил противника на удалении 4 километров и более от переднего края, подавлял артиллерию, мешал отступавшим гитлеровцам занимать промежуточные рубежи, а резервам подтягиваться в район боев.
Однако предварительные расчеты показали, что имевшегося у нас числа штурмовиков для успешного выполнения этого плана не хватит. Авиация ВВС КБФ имела свои задачи, часть штурмовиков 1-й и 3-й воздушных армий предназначалась для действия по аэродромам и коммуникациям фашистов. Наконец, следовало учитывать и боевые потерн, и уменьшение самолетного парка штурмовой авиации из-за разного рода неисправностей, поломок и аварий. Поэтому к штурмовым действиям была привлечена истребительная авиация. 200 самолетов ее были специально подготовлены для нанесения бомбовых ударов по точечным целям с пикирования, а остальные 630 истребителей мы решили использовать в качестве штурмовиков периодически, исходя из обстановки. В частности, как штурмовое соединение действовала вся 130-я истребительная авиадивизия полковника Ф. И. Шинкаренко, вооруженная новыми машинами Як-9. Этот истребитель имел внутренний отсек, в котором размещалось 400 килограммов бомб. Общий план боевого применения авиации состоял из планов действий фронтовой авиации (1-я и 3-я воздушные армии), тяжелых ночных бомбардировщиков (18-я воздушная армия), ВВС КБФ и авиакорпусов резерва ВГК.
План действий фронтовой авиации разработал штаб 1-й воздушной армии. Этой армии отводилась в операции ведущая роль, и потому она была самой мощной, имела почти половину всей нашей боевой техники — 1107 самолетов, в том числе 199 пикирующих бомбардировщиков, 88 легких ночных, 310 штурмовиков и 510 истребителей *(93. Хотя генерал Т. Т. Хрюкин был самым молодым командующим (ему тогда шел 35-й год), он уже обладал большим опытом, был талантлив, энергичен, решителен, и я смело доверил ему столь ответственное задание, как разработка плана боевых действий авиации двух воздушных армий. После уточнений и внесения поправок план этот 1 апреля был утвержден Военным советом фронта. Остальная авиация: 18-я воздушная армия, ВВС КБФ, 5-й гвардейский и 5-й бомбардировочные корпуса имели самостоятельные планы. Боевые задачи им ставил я.
В целом план боевого использования авиации в Кенигсбергской операции выглядел так. Основные задачи: а) прикрыть сосредоточение и развертывание войск фронта; б) ударами бомбардировщиков разрушить наиболее важные опорные пункты противника вне города и в его черте; в) парализовать работу кенигсбергской гавани; г) систематическими действиями по порту Пиллау, морским и сухопутным коммуникациям лишить немецко-фашистское командование возможности перебрасывать в Кенигсберг резервы и воинские грузы; д) непрерывными штурмовками помогать наземным войскам взламывать вражескую оборону, не давать фашистам никакой передышки и тем самым подавлять их волю к сопротивлению.
Планом предусматривалось проведение предварительной авиационной подготовки, рассчитанной на двое суток (до начала общего штурма города). Цель ее: разрушить форты и узловые опорные пункты в полосах наступления 43-й и 11-й гвардейской армии, массированными налетами нанести урон вражеской авиации на аэродромах и вывести из строя взлетно-посадочные полосы. Ударами штурмовых авиасоединений предполагалось завершить разгром фашистской авиации. Одновременно намечалось провести тщательную доразведку с воздуха районов боевых действий.
В эти двое суток советские летчики должны были совершить 5316 самолето-вылетов и сбросить 2690 тонн бомб *(93. В первый день операции перед началом общей атаки 406 Ту-2 и Пе-2 и 133 истребителя, вооруженных бомбами, наносят массированный удар по вражеским позициям перед фронтом наступающих армий. Потом в сражение вступают штурмовики. Они сопровождают пехоту и танки, подавляя ожившие и ранее не обнаруженные огневые точки врага. Три истребительные авиадивизии (129, 240 и 330-я) и часть сил 11-го истребительного авиакорпуса предназначались для прикрытия бомбардировщиков и штурмовиков.
Остальные истребительные соединения в это время должны вести борьбу с вражеской авнацией, не допуская ее в район действий наземных войск.
Через четыре-пять часов бомбардировщики наносят второй массированный удар, но уже по объектам в центре Кенигсберга. Всего в первый день операции планировалось совершить 4124 самолето-вылета*(93. В последующие дни операции фронтовая авиация должна была действовать по личным указаниям командующих армиями генералов Т. Т. Хрюкина и Н. Ф. Папивина. Хотя на подготовку авиации к сражению было отпущено очень мало времени и осуществлять ее приходилось в ходе боев с хейльсбергской группировкой, штабы воздушных армий и авиасоединений с честью справились с нелегкой задачей. Насыщенность авиации (на один километр фронта на главных участках приходилось 150 боевых самолетов) заставила очень тщательно составить графики вылетов и возвращений самолетов. Были установлены разграничительные линии полетов для каждого соединения; все авиадивизии имели свои маршруты и высоты следования к цели и обратно; категорически запрещалось летать над аэродромами группами на малой высоте; чтобы летчикам, действовавшим ночью, было легче ориентироваться, вдоль переднего края намечалось зажечь костры, а центр Кенигсберга обозначить перекрестием прожекторных лучей.
Особенно детально отрабатывались вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками. С этой целью в общевойсковых армиях были построены крупные макет-планшеты вражеских оборонительных рубежей. На этих макетах прошли тренировку все командиры авиасоединений, частей и эскадрилий. За трое суток до начала операции командиры авиакорпусов и авиадивизий получили фотопланы города, схемы, карты с пронумерованными целями и указания по боевому использованию авиации. Накануне штурма в части прорыва выехали офицеры, специалисты по радионаведению авиации на цели, а на КП общевойсковых армий — авиационные представители, которым поручили управление штурмовыми соединениями, непосредственно взаимодействовавшими с наступающими войсками. Истребительной авиацией, обеспечивавшей наше господство с воздуха, руководил командир 303-й истребительной авиадивизии генерал-майор Г. Н. Захаров. Его КП находился в районе Бранденбурга, откуда в бинокль хорошо просматривался вражеский аэродром возле Нойтифа.
Истребители сопровождения получали боевые задания от авиационного представителя в общевойсковых армиях или через штабы воздушных армий.
Общее руководство и координацию боевых действий всей авиации Ставка возложила на меня. При мне была оперативная группа, с которой я, в зависимости от обстановки, находился на КП 1-й или 3-й воздушных армий, подключая, по мере надобности, к работе их штабы.
Большую работу проделали и тыловые службы. Особенно много и напряженно работал начальник тыла 1-й воздушной армии генерал В. Л. Успенский. Его подчиненные должны были в очень короткий срок принять и разместить новые авиасоединения и обеспечить их всем необходимым. А в весеннюю распутицу, при отсутствии железнодорожного транспорта (мы не успели перешить железные дороги Восточной Пруссии на колею нашего транспорта), отдаленности от фронта основных баз и складов добиться слаженности и четкости в работе тыла было не просто. Но в последние дни уже даже не месяцы, а недели войны люди были столь воодушевлены, что невозможное становилось возможным, а авиация своевременно получала все, что требовалось для ее бесперебойной боевой работы.
Наконец подготовка к операции закончилась. Кажется, 3 апреля А. М. Василевский при мне позвонил в Москву и доложил о готовности фронта к штурму Кенигсберга. Выслушав короткий доклад Александра Михайловича, Сталин сказал, что надо быстрее кончать с противником в Восточной Пруссии.
— Торопит Верховный,— положив трубку, сказал Василевский.— Берлинская операция поджимает.
Я вспомнил о наказе Сталина, высказанном мне накануне моего отлета на фронт, нанести по Кенигсбергу такой удар, чтобы гитлеровцы надолго его запомнили, и сказал о том Василевскому.
— Что ж, и ударим! — ответил маршал. — Сил достаточно. Не помешала бы только погода.
Александр Михайлович посмотрел в окно и сокрушенно покачал головой. Над раскисшей землей ползли плотные облака, из которых сеял мелкий дождь. В последние дни перед началом операции, как нарочно, занепогодило. Иногда шли довольно сильные дожди. По утрам долго держались густые туманы. Метеорологи ничего утешительного на ближайшие дни не обещали. Непогода срывала предварительную авиационную подготовку к операции. И все же мы надеялись провести ее, хотя бы в неполном объеме. Но и 4 апреля ничем не порадовало авиаторов. Перед рассветом на землю лег плотный туман. Он держался долго, потом, все усиливаясь, полил дождь. К полудню я приехал на КП Хрюкина. Тимофей Тимофеевич, гладко выбритый, мелкими шагами расхаживал по комнате, время от времени бросая сердитые взгляды на улицу. Начальник его штаба генерал И. М. Белов разговаривал с кем-то по телефону и настойчиво выпытывал что-то. Должно быть, речь шла о погоде, так как командующий вдруг обернулся и отрывисто произнес:
— Да бросьте вы! Все равно бесполезно. Не боги ведь.
— Говорят, к вечеру дождь прекратится,— ответил Белов.
— Обрадовали: к вечеру! — иронически отозвался Хрюкин.
Узнав у Хрюкина о боеготовности авиасоединений, я спросил, как обстоят дела с 5-м гвардейским авиакорпусом генерала В. А. Ушакова. По плану это соединение не привлекалось к участию в штурме Кенигсберга. Но вчера, после разговора Василевского со Сталиным, я решил усилить нашу авиагруппировку двумя дивизиями пикирующих бомбардировщиков — 4-й и 5-й, находившимися в оперативном подчинении у командующего 15-й воздушной армией. В тот же день 5-й гвардейский авиакорпус перебазировался из Литвы под Кенигсберг. Т. Т. Хрюкин доложил, что дивизии В. А. Сандалова и Ф. П. Котляра уже готовятся к операции, но на аэродромах, где они разместились, для «пешек» не оказалось горючего и боекомплектов.
— Вы не беспокойтесь, товарищ Главный маршал,— заметив мою тревогу, тут же добавил Хрюкин,— снабжением корпуса лично занялся сам Успенский. Он уже выехал на место.
Уточнив еще кое-какие детали, я уехал к Василевскому. По плану операция начиналась 5 апреля, но при такой погоде нечего было и думать вводить в сражение авиацию. Александр Михайлович и сам прекрасно понимал это и потому после недолгого раздумья решил отсрочить штурм на сутки.
— А все-таки можно сегодня пустить хоть часть авиации? — осведомился он.
Если погода улучшится, выпустим По-2 и часть бомбардировщиков,— ответил я. Ночью погода действительно несколько улучшилась, и я приказал поднять в воздух две дивизии легких ночных бомбардировщиков — 213-ю генерал-майора В. С. Молокова и 314-ю полковника П. М. Петрова, вооруженные По-2. Собственно, это были не боевые, а учебно-тренировочные самолеты, приспособленные для действий над линией фронта и в ближнем тылу, в основном по переднему краю и отдельным объектам. Летали они только ночью, так как были совершенно беззащитны от истребителей и для ударов по сильным опорным пунктам не годились. По-2 брал на борт всего 200 килограммов бомб — две по 100 или четыре до 50. Для уничтожения живой силы и малых объектов иных и не требовалось. Привлекая эти машины к борьбе за Кенигсберг, мы, разумеется, рассчитывали не столько на силу их бомбовых ударов, сколько на то, что своими ночными налетами они будут поддерживать непрерывность авиационного воздействия на противника, держать его все время в нервном напряжении. С этой ролью По-2 справлялись отлично, и неспроста гитлеровцы так недолюбливали эти легонькие, сделанные из дерева и перкали (специально обработанной ткани) самолеты, которые ночами висели над вражескими позициями и частыми налетами изнуряли фашистских солдат и офицеров. Как правило, экипажи По-2 вели бомбометание с выключенными моторами, то есть с планирования, появлялись над противником внезапно, на малой высоте, и бороться с ними ночью было почти невозможно.
В ночь с 4 на 5 апреля По-2 совершили 657 самолето-вылетов. Чуть более ста вылетов сделали двухмоторные бомбардировщики. Попытка пустить в дело тяжелые машины 18-й воздушной армии кончилась неудачей. Из 40 бомбардировщиков, выпущенных в воздух, лишь 15 достигли города и отбомбились, остальные потеряли ориентировку и вернулись на аэродромы, не выполнив задания *(94.
Непогода сорвала план авиационной подготовки. Не выполнили своей задачи в эти дни и артиллеристы. Из-за плохой видимости им не удалось своим огнем вскрыть форты и доты противника.
Все были расстроены, и, главное, не было никакой уверенности, что погода улучшится и авиация, хоть и с опозданием, но по-настоящему включится в сражение. Ставка отвела на овладение Кенигсбергом очень мало времени, и совсем не исключалось, что летчики, как говорится, поспеют лишь к шапочному разбору. Эта зависимость столь мощного вида вооруженных сил от капризов погоды всегда удручающе действовала на меня. В таких случаях я не раз вспоминал разговор с бывшим командующим Белорусским военным округом командармом И. П. Уборевичем, по совету которого в 1933 году сменил профессию общевойсковика на авиатора. Однажды глубокой осенью 1934 года в нашей авиабригаде, где я служил начальником штаба, была объявлена боевая тревога. Оказалось, что ее объявил сам Уборевич, прибывший на аэродром. Но подняться в воздух эскадрильи не смогли — помешал сильный фронт окклюзии (плотный туман, образующийся в результате смыкания потоков теплого и холодного воздуха). Туман закрыл весь аэродром и окрестности вокруг него. Иероним Петрович, большой поклонник авиации и знаток ее, очень расстроился. Придя к нам в штаб, он посетовал на туманы, назвав их большим злом не только для летчиков, но и для сухопутных войск, особенно для артиллерии, и сказал, что когда-нибудь люди научатся бороться и с туманами, но нескоро.
Минуло десятилетие, мы создали отличные самолеты, приборы для полетов вслепую, но туман победить не сумели, и он, как был, так и остался бичом авиации. И сколько раз во время войны срывал боевые действия летчиков! Вот и под Кенигсбергом грозил приковать авиацию к земле. В нетерпеливом ожидании летной погоды прошел весь день. Утром 6 апреля я прибыл на КП командующего 43-й армией генерала А. П. Белобородова. Командный пункт размещался к северо-западу от Кенигсберга в районе Фухсберга на склоне пологой горы в старинном помещичьем доме. Неподалеку среди деревьев стояли две вышки. Возле одной из них, что поменьше, уже сновали связисты с голубыми погонами. На площадке ее находился начальник оперативного отдела 1-й воздушной армии подполковник Н. П. Жильцов. Он смотрел в бинокль на Кенигсберг. Внизу по полю, за которым начиналась наша передовая, медленно ползли космы тумана. Над туманом вдали просматривались очертания города. Дождя не было, но не было и солнца. Со мной приехали начальник Главного управления обучения, формирования и боевой подготовки ВВС Красной Армии и авиареэервов Верховного Главнокомандования А. В. Никитин и член Военного совета ВВС Н. С. Шиманов. Они прилетели на фронт уже после утверждения плана боевого применения авиации в предстоящем сражении, однако я был рад им — опытные работники, они могли помочь нам в ходе боев. Генерал Николай Сергеевич Шиманов, еще в мирное время служивший со мной в ВВС Ленинградского округа и участвовавший в войне с Финляндией, проверял накануне операции политическую подготовку личного состава авиационных соединений, моральное состояние людей.
Никитин как-то недовольно посматривал вокруг. Я спросил, в чем дело. Оказалось, что Алексею Васильевичу не нравилось расположение КП. Я тоже огляделся и в знак согласия кивнул головой. Действительно, дом был очень приметен, весь на виду у противника и никак не замаскирован. Я хотел было сказать Баграмяну об этом и предупредить, чтоб у КП поменьше ходило народу, но тут подъехал Василевский, и внимание мое отвлеклось. Александр Михайлович сразу осведомился о возможности боевых действий авиации. Ничего утешительного я сообщить не мог, сказал только, что во второй половине дня ожидается некоторое улучшение погоды.
— Больше ждать мы не можем,— заметил маршал,— и так на целые сутки задержали операцию.
Оставшиеся до начала штурма минуты тянулись томительно долго. И вот около девяти часов утра где-то за Кенигсбергом на юге загромыхали орудия 11-й гвардейской армии генерала К. Н. Галицкого. Часом позже открыла огонь артиллерия остальных армий.
Огневая обработка вражеской обороны длилась более двух часов. Залпы орудий особой мощности буквально сотрясали землю. Оставляя за собой огневые хвосты, с завыванием проносились реактивные снаряды гвардейских минометов. Бог войны слаженно, умело и мощно вел свою партию. Работой артиллеристов нельзя было не залюбоваться, и Александр Михайлович, уловив коротенькую паузу, на секунду оторвался от бинокля и быстро произнес:
— Хорош концерт, Александр Александрович! Жаль, вашего недостает.
В 12 часов при внезапно наступившей тишине ринулись в атаку штурмовые отряды и танки прорыва. Но тут случилось то, чего и следовало ожидать. Внезапно на КП Белобородова обрушился залп, по крайней мере, целого дивизиона вражеской артиллерии. Снаряды разорвались рядом с домом. Взрывной волной выбило раму в комнате, где находился Баграмян с Белобородовым. Белобородова отшвырнуло в угол, Ивану Христофоровичу микроскопическими осколками порезало лицо.
Меня в тот момент в доме не было. Перед атакой пехоты я направился на вышку, чтобы оттуда взглянуть, что делается на позициях противника. Только поставил ногу на первую ступеньку, как за спиной загрохотало. Чтобы не искушать судьбу, я, Грачев и всегда сопровождавший меня в поездках по фронтам работник оперативного управления штаба ВВС подполковник М. Н. Кожевников поспешили в укрытие. Но второго залпа не последовало. Это было к счастью, так как фашистам стоило сделать небольшую поправку в расчете, чтобы поразить сам дом. Видимо, что-то помешало врагу. Было ясно, что налет этот не случаен. После того как Кенигсберг пал, один из пленных гитлеровских генералов на допросе сказал, что они давно приметили этот помещичий дом на склоне горы, следили за ним и ждали лишь случая, чтобы накрыть его артиллерийским огнем.
Инцидент этот оставил у всех очень неприятный осадок. Но шло наступление, и нужно было заниматься делами. К тому времени погода несколько улучшилась, и я приказал поднимать в воздух авиацию сопровождения пехоты — штурмовиков и истребителей, подготовленных для действий над полем боя. Но велел вводить их в бой небольшими группами. Дым и пыль, поднявшиеся от разрывов артиллерийских снарядов, были столь густыми, что чрезвычайно затрудняли летчикам ориентировку и при малейшем недосмотре бомбы и реактивные авиационные снаряды могли угодить в своих. К двум часам дня летчики совершили лишь около 300 самолето-вылетов. Потом отдельными экипажами стали действовать бомбардировочные соединения. Они наносили удары в основном по северо-западной окраине города и железнодорожному узлу. За день бомбардировочная авиация произвела только 85 самолето-вылетов вместо запланированных 1218. Основная нагрузка 6 апреля легла на плечи летчиков генерала Хрюкина. Из 1052 самолето-вылетов (по плану намечалось свыше 4 тысяч), совершенных в тот день, 870 пришлось на долю 1-й воздушной армии *(95. Вражеская авиация почти никакого сопротивления не оказывала. За весь день произошло два воздушных боя, причем очень скоротечных и в общем-то случайных. Просто гитлеровцам не удалось избежать встречи с нашими летчиками, и они против воли приняли бой. Мы были полными хозяевами в воздухе, но использовать все выгоды своего господства так и не смогли. Непогода приковала к аэродромам основные силы бомбардировочной и штурмовой авиации, а морская авиация не поднялась в воздух из-за сильного тумана.
Отсутствие мощного авиационного воздействия на противника заметно сказалось на результативности боевых действий наземных войск. К исходу дня пехота продвинулась вперед лишь на 2—4 километра. Несмотря на длительную артиллерийскую подготовку, подавить главные узлы и опорные пункты обороны немцев не удалось. Пехота и танки, вклинившись в боевые порядки гитлеровцев, мешали массированному применению артиллерии. Бои в этих условиях грозили принять затяжной характер. К тому же, почуяв силу ударов нашей 39-й армии, части которой перерезали западнее Метгетена железную дорогу Кенигсберг — Пиллау, гитлеровское командование стало спешно перебрасывать с Земландского полуострова в район боев пехотные и противотанковые подразделения и часть сил 5-й танковой дивизии.
Чтобы быстро сокрушить форты и наиболее прочные оборонительные сооружения противника, требовались массированные сосредоточенные удары с воздуха, в первую очередь перед фронтом наступающих войск. Поэтому, как только метеорологи дали на 7 апреля благоприятный прогноз погоды, я распорядился перенацелить почти всю бомбардировочную авиацию для действий по основным узлам сопротивления непосредственно перед фронтом наших ударных группировок. Едва рассеялся туман, как наши штурмовики повисли над вражескими позициями. Истребители 11-го истребительного авиакорпуса нанесли несколько штурмовых ударов по аэродромам в Гросс-Диршкайме и Гросс-Хубникене, которые затем были полностью блокированы с воздуха. С 10 часов утра включились в сражение бомбардировщики 1-й и 3-й воздушных армий и 5-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса. 246 Ту-2 и Пе-2 нанесли три мощных последовательных удара по районам наибольшего сопротивления противника, в основном по войскам, оборонявшимся западнее Кенигсберга *(96. Непрерывно сопровождаемые штурмовиками, пехота и танки во второй половине дня на многих участках одолели третью оборонительную полосу врага и ворвались в город. Начались уличные бои. По донесениям, поступившим от экипажей, наших представителей на КП общевойсковых армий, офицеров радионаведения авиации на объекты и войска противника, находившихся в первой линии наступавших, и сообщениям штабов наземных соединений, с которыми поддерживался тесный контакт, мы имели достаточно ясное представление о положении дел на всех участках фронта. Авиация, начавшая действовать строго по плану, все наращивала и наращивала силу своих ударов, и успех все более сопутствовал нашим героическим войскам. В любом сражении рано или поздно наступает момент, когда одним дополнительным сильным ударом можно окончательно перетянуть чашу весов на свою сторону. Истина простая. Но вся сложность в том, чтобы точно определить наступление этого момента. Первые признаки его стали проявляться после полудня. Примерно в это время я связался с Василевским и спросил, не пора ли ввести в бой главную ударную силу авиации — 18-ю воздушную армию. Погода была хорошая, и летчики могли бомбить вражеские объекты прицельно, а не просто по площади. Александр Михайлович немного подумал и согласился. Я тотчас отдал необходимые распоряжения.
Однако по поводу решения использовать днем дальние ночные бомбардировщики командующий 18-й воздушной армией Главный маршал авиации А. Е. Голованов высказал сомнение. Он доказывал, что летчики его не имеют опыта дневных полетов группами, что сами бомбардировщики, в основном Ил-4, тихоходные, слабо вооруженные для отражения атак и могут стать легкой добычей для вражеских истребителей и зенитной артиллерии.
Но это возражение я уже слышал почти два года тому назад, накануне битвы на Курской дуге. Незадолго до ее начала И. В. Сталин поинтересовался, могут ли ночники работать днем. Он сказал, что авиация дальнего действия очень помогла бы нам взламывать вражескую оборону.
— Нельзя ли хоть часть авиации дальнего действия выделить для ударов по вражеской обороне днем? — обратился Верховный Главнокомандующий к Голованову. Александр Евгеньевич ответил отрицательно, приведя уже известные читателю доводы.
— А ваше мнение, товарищ Новиков? — спросил меня Сталин.
В то время мы имели уже достаточно истребителей, могли надежно прикрывать бомбардировщиков, и я предложил в порядке эксперимента выделить нам одну дивизию Ил-4 и проверить ее в дневных условиях. Нам дали 113-ю дальнебомбардировочную авиадивизию. Она удачно действовала на Курской дуге и с тех пор стала непосредственно подчиняться мне. Отлично зарекомендовала себя 113-я и в июне 1944 года во время боев на Карельском перешейке. Словом, Ил-4 могли выполнять и функции фронтовых бомбардировщиков, но, конечно, при поддержке их истребителями. Первоначально мы предполагали 18-ю воздушную армию ввести в сражение 6 апреля. Но тогда помешала погода. С утра 7 апреля установилась летная погода, и я решил использовать тяжелые ночные бомбардировщики днем, пока позволяла воздушная обстановка. Ждал только момента. И вот он наступил. Но, чтобы оградить Ил-4 от всяких случайностей, мы дали им очень сильное прикрытие — 124 истребителя. 108 истребителей выделялись для непрерывного патрулирования над городом на весь период прохождения бомбардировщиков над Кенигсбергом *(96.
Начало воздушной операции было назначено на 13 часов 10 минут. Поскольку днем в сражение вводилась сразу вся 18-я воздушная армия, чему еще не было прецедента, я счел своим долгом поставить об этом в известность Ставку. После безуспешных попыток связаться со Сталиным позвонил начальнику Генштаба генералу армии А. И. Антонову. Алексей Иннокентьевич ответил, что Сталин еще на даче, отдыхает, но как только Верховный Главнокомандующий приедет в Кремль, он немедленно доложит ему.
— Но ведь время не терпит,— заметил я,— а погода у нас капризная. Не исключено, что больше такой возможности нам не представится.
— Действуйте на свое усмотрение,— помолчав, дипломатично ответил Антонов. «Что ж, по-своему, так по-своему,— решил я.— Главное — интересы всей операции, а остальное приложится. Наконец, мы на месте и нам виднее». И все же уклончивость Антонова оставила в душе некоторый осадок. Дело было очень серьезным, и он должен был найти возможность проинформировать о нашем решении Верховного Главнокомандующего, тем более что подобного рода крупные мероприятия, как правило, всегда согласовывались с ним. Но ждать было нельзя, и я приказал поднимать в воздух соединения 18-й воздушной армии — все четыре корпуса.
Пока тяжелые машины двигались на Кенигсберг, мы за 20 минут до их появления над городом провели еще одно профилактическое мероприятие — 118 Ил-2 и Пе-2 основательно отштурмовали и отбомбили все вражеские аэродромы, где базировались истребители.
И вот появились первые самолеты 18-й воздушной армии. Они шли в одиночку один за другим с равными интервалами. Около часа не смолкал в Кенигсберге грохот разрывок крупнокалиберных бомб. За это время на врага было сброшено 3743 бомбы общим весом в 550 тонн. Весь город заволокло дымом. Массированный удар 516 боевых машин возымел свое действие *(96. Многие опорные пункты были разрушены, движение по городу прекратилось, командование гарнизона, как впоследствии показал опрос пленных, потеряло управление частями и не смогло маневрировать резервами. Сопротивление противника после этого удара резко снизилось, и наши войска стали быстро продвигаться к центру Кенигсберга. Экипажи 18-й воздушной армии действовали, если так можно выразиться, в стерильном небе. Ни один вражеский истребитель не смог прорваться к нашим бомбардировщикам, зенитную же артиллерию противника наши штурмовики к тому времени почти начисто вывели из строя. Ночники не потеряли ни одной машины, и все благополучно вернулись на свои аэродромы. Сразу же за ночниками возобновила боевые действия фронтовая авиация. Гвардейцы генерала В. А. Ушакова нанесли бомбовый удар по врагу в северо-восточной части города. Летчики 5-го бомбардировочного авиакорпуса генерала М. X. Борисенко совершили массированный налет на порт Пиллау. Дважды, произведя 376 самолето-вылетов, бомбили этот порт и скопления в нем судов и летчики КБФ *(97.
Во второй половине дня воздушная разведка установила, что противник подтягивает с Земландского полуострова новые войска, чтобы воспрепятствовать нам замкнуть кольцо вокруг Кенигсберга. Сорвать этот замысел было поручено штурмовикам. До самых сумерек Ил-2 громили фашистов, сосредоточившихся в лесах западнее города, и деблокирующий контрудар гитлеровцев не состоялся.
Сильные удары нанесли наши штурмовики и по обороне в южной части Кенигсберга, в полосе наступления 8-го и 16-го гвардейских стрелковых корпусов 11-й гвардейской армии. Особенно успешно тут действовала группа «Илов» под командованием Героя Советского Союза майора М. Т. Степанищева. В этом районе нам не удалось полностью подавить зенитную артиллерию противника, огонь ее был очень плотным, и все же летчики, ведомые Степанищевым, прорывались через огненный заслон и успешно громили врага. За день они уничтожили несколько зенитных орудий и три склада с боеприпасами, подавили огонь многих огневых точек. В этот день немцы пытались хоть как-то наладить действия своих уцелевших от разгрома истребителей и помешать нашей авиации, но советские летчики решительно и быстро пресекли эти попытки гитлеровцев. В 22 воздушных боях было сбито 16 вражеских самолетов, 36 мы уничтожили на аэродромах. Наши потери составили 25 самолетов *(97.
7 апреля нашим летчикам пришлось поработать очень напряженно — они совершили более 4700 самолето-вылетов и сбросили на врага свыше 1600 тонн бомб. Однако это не было пределом наших возможностей, и на 8 апреля мы запланировали произвести свыше 6 тысяч самолето-вылетов *(97.
8 апреля удары советской авиации достигли максимальной силы. Боевая работа летчиков началась в ночь с 7 на 8 апреля и не прекращалась до самой темноты. Тяжелые ночные бомбардировщики подвергли ударам порт Пиллау и узел дорог Фишхаузена, через который шло основное движение вражеских войск. С рассветом поднялись в воздух штурмовики и дневные бомбардировщики. Часть их громила врага в самом Кенигсберге, другая — пехоту и танки западнее города. Под непрерывным прикрытием штурмовиков наша пехота и танки, решительно пресекая вражеские контратаки, продвигались к центру города. Во второй половине дня войска 43-й армии очистили от гитлеровцев всю северо-западную часть Кенигсберга, а части 11-й гвардейской армии форсировали реку Прегель. Вскоре передовые отряды этих армии соединились в районе Амалиенау и замкнули кольцо вокруг города.
Большую помощь сухопутным войскам оказали наши штурмовики. Первой к реке Прегель вышла 16-я гвардейская стрелковая дивизия генерала М. А. Пронина. Однако из-за сильного вражеского огня части ее не смогли с ходу форсировать Прегель. Тогда авиационный представитель в дивизии вызвал штурмовиков. Три шестерки «Илов», ведомые майором Коровиным, капитанами Пятери и Асадчих, подавили немецкую артиллерию, а затем пушечно-пулеметным огнем прижали к земле фашистскую пехоту. Под прикрытием штурмовиков советские пехотинцы на подручных средствах быстро переправились через реку.
Петля вокруг остатков кенигсбергского гарнизона неумолимо сжималась. Гитлеровцы из последних сил цеплялись за цитадель и укрепления, воздвигнутые в центре города, и одновременно готовились к удару извне с целью вывести свои войска из крепости. Командующий 4-й немецкой армией генерал Ф. Мюллер вновь стал сосредоточивать силы западнее Кенигсберга для деблокирующего удара и приказал коменданту крепости генералу Ляшу нанести встречный удар. Сорвать этот замысел врага было поручено авиации. Для действий против войск, сосредоточившихся западнее города, мы привлекли основные силы 3-й и 18-й воздушных армий. Удары бомбардировщиков чередовались с ударами «Илов» и истребителей, выполнявших функции штурмовиков. Весь день и ночью западнее Кенигсберга стоял неумолчный грохот от бомбовых разрывов. По деблокирующей группировке противника было-совершено около половины всех самолетовылетов (2965) и сброшено 1020 тонн бомб*(97, вскоре она была разгромлена и начала отходить на Пиллау. Крепко досталось и войскам Ляша, на которые было сброшено 549 тонн бомб *(97.
8 апреля была окончательно сломлена водя гитлеровцев к сопротивлению. Советские летчики, уничтожив в тот день 51 самолет, по существу, лишили противника авиации *(97. Участь остатков кенигсбергского гарнизона была решена. Утром 9 апреля заключительная стадия штурма — несколько тысяч орудий и минометов открыли ураганный огонь по цитадели и последним опорным узлам обороны фашистов.
Основной задачей советских ВВС в этот день было уничтожение войск неприятеля западнее Кенигсберга. Сюда и была перенацелена почти вся авиация, действовавшая 9 апреля. К исходу дня враг сложил оружие. Сильнейшая крепость, имевшая многочисленный, хорошо вооруженный гарнизон, спрятанный за толстыми стенами старинных фортов и дотов, большие запасы воинского снаряжения и продовольствия — словом, все необходимое для длительного сопротивления, была разгромлена за четверо суток. Это была поистине блистательная победа нашей армии. Представители всех родов войск внесли в эту победу свою лепту. Немало сделали и летчики. За четверо суток боев авиация совершила свыше 14 тысяч самолетовылетов и сбросила на противника 4400 тонн бомб *(89. Ее массированные, великолепно организованные удары буквально потрясли вражескую оборону и психику фашистских солдат. Сдавшийся в плен комендант города и крепости генерал О. Ляш заявил, что во взятии Кенигсберга «авиация сыграла исключительно большую роль — солдаты были измучены, прижаты к земле, загнаны в блиндажи». «Бомбардировщики и штурмовики летели волна за волной, — писал он впоследствии в своих мемуарах,— сбрасывая свой губительный груз на пылающий город, лежавший в развалинах... ни один немецкий истребитель не показывался в воздухе. Стиснутые на узком пространстве зенитные батареи были бессильны против таких масс самолетов и к тому же должны были, хотя и с трудом, вести бой с танковыми силами противника. Все линии связи оказались разорванными, и только пешие связные ощупью пробирались через поля развалин на свои командные пункты или к войскам» *(16.
Советское правительство высоко оценило заслуги советских летчиков. Достаточно сказать, что после Кенигсбергской операции ряды наших авиаторов пополнились еще четырьмя дважды Героями Советского Союза. Этого звания были удостоены генерал Т. Т. Хрюкин, летчики-командиры Е. М. Кунгурцев, Г. М. Мыльников, Г. М. Паршин. Летчикам В. А. Алексенко, А. И. Кизиме, А. Н. Прохорову и Н. И. Семейко было присвоено звание Героя Советского Союза. Четверо из героев были ленинградскими летчиками. Первая Золотая Звезда Героя Советского Союза появилась и на моей груди.
А. А. НОВИКОВ,
дважды Герой
Советского Союза,
Главный маршал авиации
*(16 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945. Т. 5, М., 1963, с. 169;
*(18 История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945. Т. 5, М., 1963, с. 171;
*(33 Архив МО СССР, ф. 241, оп. 2593, д. 988, л. 202—207.
*(91 «Военно-исторический журнал», 1968, № 9, с. 72.
*(92 «Военно-исторический журнал», 1968, № 9, с. 73.
*(93 «Военно-исторический журнал», 1968, № 9, с. 74.
*(94 «Военно-исторический журнал», 1968, № 9, с. 77.
*(95 «Военно-исторический журнал», 1968, № 9, с. 78.
*(96 «Военно-исторический журнал», 1968, № 9, с. 79.
*(97 «Военно-исторический журнал», 1968, № 9, с. 80.
*(89 Советские ВВС в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. М., 1968, с. 363
*(А3 Большинство авторов говорят о внешнем оборонительном обводе и трех позициях.
*(А4 6 декабря 1944 г. АДД решением ГКО была введена в состав ВВС Красной Армии и стала называться 18-й воздушной армией.
При составлении сведений использовался материал из Сборника "Штурм Кенигсберга" /Сост.: К. Н. Медведев, А. И. Петрикин. Кн. изд-во, Калининград-1985.
(С) Разработка проекта и дизайн Будаева А. В. При использовании информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.