Лента лицом вверх: НАЗОВЕМ ПОИМЕННО
КНИГА ПАМЯТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 


 

=  ВОСПОМИНАНИЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ  =

 

В ДНИ ШТУРМА

 

Когда наши войска окружили Кенигсберг, гитлеровские пропагандисты уверяли своих соотечественников, что город-крепость, чьи бастионы наращивались десятилетиями, рус­ские никогда не возьмут. Но вот наступил назначенный день и час. Одновременно гря­нули тысячи советских орудий, в воздух поднялись сотни наших самолетов. Войска фронта после тщательной подготов­ки начали штурм. Мощное артиллерийско-авиационное наступление, длившееся не­сколько дней, разрушило многие форти­фикационные сооружения Кенигсберга. Авиаторы и артиллеристы били по укрепле­ниям врага, транспортам и кораблям в Ке­нигсбергском канале и в порту Пиллау. По ночам остатки разгромленных немецко-фа­шистских войск, прижатых к берегу, пыта­лись грузиться и уходить в море. С рассве­та балтийские летчики висели над выходами из Пиллау, добивая вражеские транспорты в Данцигской бухте.

В эти дни активизировали действия моряки Краснознаменной Балтики. Вот некоторые страницы боевой хроники. Подводная лодка «Щ-310» под командова­нием Н. С. Богорада, находясь на позиции, получила данные о выходе конвоя из Лие­паи. Правильно рассчитав предполагаемый курс и скорость движения противника, командир после полуночи обнаружил два транспорта в охранении сторожевых кораб­лей и катеров. В результате умелой атаки головной транспорт был взорван.

Удачно завершила боевой поход и подвод­ная лодка «Л-21» под командованием капи­тана 2 ранга С. С. Могилевского. На борту этой лодки находился командир дивизиона капитан 1 ранга А. Е. Орел. Экипаж «Л-21» пробыл на позиции около 25 суток. Командир все время активно ис­кал встреч с противником, используя гидроакустику и передаваемые с берега данные авиаразведки. Однажды ночью, находясь в крейсерском (подвсплытом) положении, уда­лось обнаружить крупный конвой. Торпе­ды, выпущенные с дистанции 3—4 кабель­товых, отправили на дно танкер. Через сут­ки снова удача — уничтожен транспорт. И, наконец, днем, находясь под перископом, подводники перехватили конвой в составе шести транспортов, шедших в трех кильва­терных колоннах. Выбрали цель покрупнее. Торпеда угодила в корму одного из транс­портов. После атаки подводная лодка под­верглась длительному преследованию. Почти двое суток корабли и самолеты противника безуспешно атаковали «Л-21», сбросив бо­лее 200 глубинных бомб.

А вот еще один из эпизодов тех горячих дней. Поздно вечером из Клайпеды вышел отряд торпедных катеров под командованием Ге­роя Советского Союза А. И. Афанасьева. Около полуночи обнаружил противника — 15 кораблей. Как выяснилось потом, это был поисковый отряд, высланный гитлеровским командованием для защиты своих коммуни­каций. В те дни для тактики наших моряков были характерны смелые, инициативные действия, навязывание боя даже превосходящим силам противника.

Так случилось и на этот раз. Открыв плот­ный пушечно-пулеметный огонь, группа Афанасьева дерзко атаковала немецкие ко­рабли. Один из командиров катеров — лейтенант Осокин — заметил силуэт вражеского сторо­жевика. Катер немедленно вышел из об­щего строя и под прикрытием дымовой за­весы в упор, с дистанции двух кабельтовых, открыл огонь. Сторожевик взорвался и за­тонул. Катер Осокина во время атаки полу­чил подводную пробоину в носовом отсе­ке, однако сумел благополучно дотянуть до базы. Остальные катера, уничтожив еще один корабль, вернулись домой без по­терь.

Я просматриваю записи. Вот тетрадь, где говорится главным образом о действиях авиации Краснознаменного Балтийского флота.

Показательный штрих, свидетельствующий о размахе боевых операций: только в один день (7 апреля) летали 342 самолета. Лет­чики уничтожили 6 транспортов. Еще одна запись — о бессмертном подвиге заместителя командира эскадрильи комму­ниста Анатолия Романова и стрелка-радиста А. М. Дубенчука. Анатолий Романов вел на цель две четверки штурмовиков. Он же первым устремился вниз на вражеские ко­рабли. Заработали пушки и пулеметы «Ила». Но в момент, когда нужно было сбросить бомбы, машина Романова охватилась пламе­нем. Летчики, шедшие следом в атаку, ви­дели, как самолет командира с доворотом устремился к цели. Было ясно, что экипаж шел на таран. Мгновение — и на палубе миноносца взметнулся взрыв...

В рядах штурмовиков в те дни отважно сра­жалась славная дочь советского народа Лидия Шулайкина, в прошлом учительница русского языка, инструктор аэроклуба. К на­чалу Восточно-Прусской операции она была награждена несколькими боевыми орде­нами. Штурмовому полку, в котором служила Ли­дия Шулайкина, была поставлена задача: разгромить конвой в Данцигской бухте. Группа штурмовиков, возглавляемая капи­таном Гончаровым, сумела прорваться сквозь сильный заградительный огонь и точ­но обрушить бомбы на вражеские транс­порты.

На аэродром вернулись без потерь. Ли­дии Шулайкиной устроили торжественную встречу — она в этом бою показала зрелость летчика и мужество воина. Мощные удары авиации Балтфлота по мор­ским коммуникациям оказывали существен­ную поддержку сухопутным войскам Совет­ской Армии, особенно в период напряжен­ных боев по уничтожению окруженных группировок.

Генерал М. И. Самохин, командовавший авиацией флота, докладывал: «За три дня боев в море и в районе Пиллау совершено более 1000 боевых вылетов, уничтожено де­сять транспортов, несколько сторожевых ко­раблей и быстроходных барж». Враг сопротивлялся в те дни особенно оже­сточенно и упорно. Но мощь нашего ору­жия, помноженная на мужество воинов Ар­мии и Флота, с каждым днем приближали час Великой Победы.

 

 

В. Ф. ТРИБУЦ,

адмирал

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

СОСТАВ ВОЙСК

 

При составлении сведений использовался материал из Сборника "Штурм Кенигсберга" /Сост.: К. Н. Медведев, А. И. Петрикин. Кн. изд-во, Калининград-1985.

 

На главную страницу

(С)  Разработка проекта и дизайн Будаева А. В.   При использовании информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.

Сайт создан в системе uCoz