= ВОСПОМИНАНИЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ =
В ДНИ ШТУРМА
Когда наши войска окружили Кенигсберг, гитлеровские пропагандисты уверяли своих соотечественников, что город-крепость, чьи бастионы наращивались десятилетиями, русские никогда не возьмут. Но вот наступил назначенный день и час. Одновременно грянули тысячи советских орудий, в воздух поднялись сотни наших самолетов. Войска фронта после тщательной подготовки начали штурм. Мощное артиллерийско-авиационное наступление, длившееся несколько дней, разрушило многие фортификационные сооружения Кенигсберга. Авиаторы и артиллеристы били по укреплениям врага, транспортам и кораблям в Кенигсбергском канале и в порту Пиллау. По ночам остатки разгромленных немецко-фашистских войск, прижатых к берегу, пытались грузиться и уходить в море. С рассвета балтийские летчики висели над выходами из Пиллау, добивая вражеские транспорты в Данцигской бухте.
В эти дни активизировали действия моряки Краснознаменной Балтики. Вот некоторые страницы боевой хроники. Подводная лодка «Щ-310» под командованием Н. С. Богорада, находясь на позиции, получила данные о выходе конвоя из Лиепаи. Правильно рассчитав предполагаемый курс и скорость движения противника, командир после полуночи обнаружил два транспорта в охранении сторожевых кораблей и катеров. В результате умелой атаки головной транспорт был взорван.
Удачно завершила боевой поход и подводная лодка «Л-21» под командованием капитана 2 ранга С. С. Могилевского. На борту этой лодки находился командир дивизиона капитан 1 ранга А. Е. Орел. Экипаж «Л-21» пробыл на позиции около 25 суток. Командир все время активно искал встреч с противником, используя гидроакустику и передаваемые с берега данные авиаразведки. Однажды ночью, находясь в крейсерском (подвсплытом) положении, удалось обнаружить крупный конвой. Торпеды, выпущенные с дистанции 3—4 кабельтовых, отправили на дно танкер. Через сутки снова удача — уничтожен транспорт. И, наконец, днем, находясь под перископом, подводники перехватили конвой в составе шести транспортов, шедших в трех кильватерных колоннах. Выбрали цель покрупнее. Торпеда угодила в корму одного из транспортов. После атаки подводная лодка подверглась длительному преследованию. Почти двое суток корабли и самолеты противника безуспешно атаковали «Л-21», сбросив более 200 глубинных бомб.
А вот еще один из эпизодов тех горячих дней. Поздно вечером из Клайпеды вышел отряд торпедных катеров под командованием Героя Советского Союза А. И. Афанасьева. Около полуночи обнаружил противника — 15 кораблей. Как выяснилось потом, это был поисковый отряд, высланный гитлеровским командованием для защиты своих коммуникаций. В те дни для тактики наших моряков были характерны смелые, инициативные действия, навязывание боя даже превосходящим силам противника.
Так случилось и на этот раз. Открыв плотный пушечно-пулеметный огонь, группа Афанасьева дерзко атаковала немецкие корабли. Один из командиров катеров — лейтенант Осокин — заметил силуэт вражеского сторожевика. Катер немедленно вышел из общего строя и под прикрытием дымовой завесы в упор, с дистанции двух кабельтовых, открыл огонь. Сторожевик взорвался и затонул. Катер Осокина во время атаки получил подводную пробоину в носовом отсеке, однако сумел благополучно дотянуть до базы. Остальные катера, уничтожив еще один корабль, вернулись домой без потерь.
Я просматриваю записи. Вот тетрадь, где говорится главным образом о действиях авиации Краснознаменного Балтийского флота.
Показательный штрих, свидетельствующий о размахе боевых операций: только в один день (7 апреля) летали 342 самолета. Летчики уничтожили 6 транспортов. Еще одна запись — о бессмертном подвиге заместителя командира эскадрильи коммуниста Анатолия Романова и стрелка-радиста А. М. Дубенчука. Анатолий Романов вел на цель две четверки штурмовиков. Он же первым устремился вниз на вражеские корабли. Заработали пушки и пулеметы «Ила». Но в момент, когда нужно было сбросить бомбы, машина Романова охватилась пламенем. Летчики, шедшие следом в атаку, видели, как самолет командира с доворотом устремился к цели. Было ясно, что экипаж шел на таран. Мгновение — и на палубе миноносца взметнулся взрыв...
В рядах штурмовиков в те дни отважно сражалась славная дочь советского народа Лидия Шулайкина, в прошлом учительница русского языка, инструктор аэроклуба. К началу Восточно-Прусской операции она была награждена несколькими боевыми орденами. Штурмовому полку, в котором служила Лидия Шулайкина, была поставлена задача: разгромить конвой в Данцигской бухте. Группа штурмовиков, возглавляемая капитаном Гончаровым, сумела прорваться сквозь сильный заградительный огонь и точно обрушить бомбы на вражеские транспорты.
На аэродром вернулись без потерь. Лидии Шулайкиной устроили торжественную встречу — она в этом бою показала зрелость летчика и мужество воина. Мощные удары авиации Балтфлота по морским коммуникациям оказывали существенную поддержку сухопутным войскам Советской Армии, особенно в период напряженных боев по уничтожению окруженных группировок.
Генерал М. И. Самохин, командовавший авиацией флота, докладывал: «За три дня боев в море и в районе Пиллау совершено более 1000 боевых вылетов, уничтожено десять транспортов, несколько сторожевых кораблей и быстроходных барж». Враг сопротивлялся в те дни особенно ожесточенно и упорно. Но мощь нашего оружия, помноженная на мужество воинов Армии и Флота, с каждым днем приближали час Великой Победы.
В. Ф. ТРИБУЦ,
адмирал
При составлении сведений использовался материал из Сборника "Штурм Кенигсберга" /Сост.: К. Н. Медведев, А. И. Петрикин. Кн. изд-во, Калининград-1985.
(С) Разработка проекта и дизайн Будаева А. В. При использовании информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.