= ВОСПОМИНАНИЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ =
УДАР С НЕБА
В ходе операции по разгрому остатков восточно-прусской группировки в районе Кенигсберга основные действия авиации заключались в сосредоточенных ударах по скоплениям резервов и прибрежным опорным пунктам, прикрывавшим непосредственные подступы к Кенигсбергу. Особенно существенной являлась задача по разрушению портовых сооружений и уничтожению военных и транспортных судов в морском порту Пиллау, обеспечивавшем снабжение кенигсбергской группировки противника. Окруженный с трех сторон противник в течение января — марта оказывал упорное сопротивление атакам наземных войск. Но это не дало врагу желаемых результатов, и наши войска, вплотную придвинувшись к Кенигсбергу, 6 апреля повели наступление на город.
Боевым действиям авиации в этот период препятствовали крайне неблагоприятные метеоусловия. В первый день наступления — 6 апреля — частичное улучшение погоды позволило только со второй половины дня ввести в действие главным образом штурмовую авиацию. Атакующие части поддерживались бомбардировочно-штурмовыми ударами Ил-2, выполнявшими задачу непосредственного сопровождения пехоты. Каждое соединение вело бой на определенном направлении, поддерживая одни и те же наземные части.
В отличие от действий при прорыве глубоко эшелонированной обороны в Кенигсбергской операции штурмовики действовали в одном эшелоне. Удары групп выполнялись с обязательным целенаведением авианаводчиками. Они находились в боевых порядках наступавших частей, где имелись подвижные радиостанции. Основными целями штурмовиков являлись огневые точки, артиллерийские позиции, танки и пехота. Бомбардировочные удары в этот день были направлены главным образом на северо-западную окраину Кенигсберга и его железнодорожный узел.
Второй день наступления характеризовался наращиванием ударов нашей авиации с целью ускорения продвижения наземных войск, действовавших северо-западнее Кенигсберга. Перед нами была поставлена задача — выйти на реку Прегель и отрезать кенигсбергский гарнизон от войск Земландской группировки. На данное направление было нацелено два штурмовых соединения. Одновременно штурмовики поддерживали войска, наступавшие на город с юга, а также наносили удары по аэродромам противника и по порту Пиллау.
7 апреля впервые в условиях светлого времени суток была применена дальнебомбардировочная авиация. Это требовало особых условий, которые обеспечили бы дневные действия тяжелых самолетов без их потерь. Решение задачи увенчалось полным успехом. Советская авиация полностью господствовала в воздухе. Наши бомбардировщики, тщательно прикрытые над полем боя истребителями, полностью вывели немецкую авиацию с неба и получили беспрепятственную возможность бомбить город. Этому во многом способствовала и блокировка вражеских аэродромов, удары по ним нашей авиации. В течение 1 часа 10 минут на Кенигсберг сбросили бомбы 516 тяжелых бомбардировщиков. За 7 апреля в результате действий фронтовой и бомбардировочной авиации на Кенигсберг было сброшено более 1000 тонн бомб.
Движение по городу стало невозможным. Противник потерял управление частями и не мог маневрировать резервами. Наши наземные войска, использовав этот момент, ворвались с севера и юга в город и завязали бои на его окраинах. Одновременно наша авиация наносила удары по Земландской группировке войск, упорно пытавшейся поддержать осажденный в городе гарнизон или хотя бы обеспечить его эвакуацию. Эффективный сосредоточенный бомбардировочный удар был нанесен также по порту Пиллау. В ночь на 8 апреля по району сосредоточения Земландской группы противника бомбардировщиками было произведено около 2000 самолет-бомбардировок. Днем 8 апреля эффективные действия штурмовой авиации помогли нашим войскам выйти к реке Прегель и тем самым полностью отрезать кенигсбергский гарнизон от Земландской группировки.
Кенигсберг был охвачен пожарами, дым закрывал цели, намеченные для поражения авиацией. Создавалась исключительно тяжелая обстановка для штурмовиков. Чтобы просматривать цели и корректировать действия самолетов, авианаводчики забирались на чердаки высоких зданий, мачты высоковольтных электролиний. Нацеливание штурмовиков должно было быть очень точным, чтобы не поразить свои войска. Бомбардировочные удары в этот день были нанесены по окруженной части гарнизона в центральных и северо-западных районах города.
В течение дня и ночи мощные бомбардировочные удары наносились также по порту Пиллау, через который эвакуировался основной поток противника, по северному побережью залива Фришес-Хафф, по всем вражеским аэродромам.
Таким образом, при содействии авиации наземные войска полностью завершили окружение остатков кенигсбергского гарнизона и заняли значительную часть города. В ночь на 9 апреля противник предпринял отчаянную попытку прорваться из кольца окружения навстречу 5-й танковой дивизии Земландской группировки, контратаковавшей наши войска с запада. Ночные соединения штурмовиков и бомбардировщиков помогли нашим наземным войскам парализовать действия врага.
Планы противника были сорваны. В ночь с 9 па 10 апреля остатки гарнизона крепости и города Кенигсберга капитулировали.
За время с 6 по 9 апреля 1945 года советской авиацией было произведено 13900 самолетовылетов, сброшено 4456 тонн бомб.
Т. Т. ХРЮКИН.
дважды Герой Советского Союза,
генерал-полковник авиации
При составлении сведений использовался материал из Сборника "Штурм Кенигсберга" /Сост.: К. Н. Медведев, А. И. Петрикин. Кн. изд-во, Калининград-1985.
(С) Разработка проекта и дизайн Будаева А. В. При использовании информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.