Лента лицом вверх: НАЗОВЕМ ПОИМЕННО
КНИГА ПАМЯТИ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 


 

=  ВОСПОМИНАНИЯ ВОЕНАЧАЛЬНИКОВ  =

 

УДАР С НЕБА

 

В ходе операции по разгрому остатков вос­точно-прусской группировки в районе Ке­нигсберга основные действия авиации за­ключались в сосредоточенных ударах по скоплениям резервов и прибрежным опор­ным пунктам, прикрывавшим непосредст­венные подступы к Кенигсбергу. Особенно существенной являлась задача по разруше­нию портовых сооружений и уничтожению военных и транспортных судов в морском порту Пиллау, обеспечивавшем снабжение кенигсбергской группировки противника. Окруженный с трех сторон противник в те­чение января — марта оказывал упорное сопротивление атакам наземных войск. Но это не дало врагу желаемых результатов, и наши войска, вплотную придвинувшись к Кенигсбергу, 6 апреля повели наступление на город.

Боевым действиям авиации в этот период препятствовали крайне неблагоприятные ме­теоусловия. В первый день наступления — 6 апреля — частичное улучшение погоды позволило только со второй половины дня ввести в действие главным образом штур­мовую авиацию. Атакующие части поддер­живались бомбардировочно-штурмовыми уда­рами Ил-2, выполнявшими задачу непосред­ственного сопровождения пехоты. Каждое соединение вело бой на определенном на­правлении, поддерживая одни и те же на­земные части.

В отличие от действий при прорыве глубоко эшелонированной обороны в Кенигсбергской операции штурмовики действовали в одном эшелоне. Удары групп выполнялись с обя­зательным целенаведением авианаводчика­ми. Они находились в боевых порядках наступавших частей, где имелись подвиж­ные радиостанции. Основными целями штурмовиков являлись огневые точки, ар­тиллерийские позиции, танки и пехота. Бомбардировочные удары в этот день были направлены главным образом на северо-за­падную окраину Кенигсберга и его желез­нодорожный узел.

Второй день наступления характеризовался наращиванием ударов нашей авиации с целью ускорения продвижения наземных войск, действовавших северо-западнее Ке­нигсберга. Перед нами была поставлена за­дача — выйти на реку Прегель и отрезать кенигсбергский гарнизон от войск Земланд­ской группировки. На данное направление было нацелено два штурмовых соединения. Одновременно штурмовики поддерживали войска, наступавшие на город с юга, а так­же наносили удары по аэродромам против­ника и по порту Пиллау.

7     апреля впервые в условиях светлого вре­мени  суток была  применена  дальнебомбар­дировочная  авиация.  Это требовало  особых условий,  которые обеспечили   бы   дневные действия тяжелых самолетов без их потерь. Решение  задачи   увенчалось   полным успе­хом. Советская   авиация  полностью   господствовала в воздухе. Наши бомбардировщики, тщательно прикрытые   над  полем   боя  истребителями, полностью вывели немецкую авиацию с не­ба и получили  беспрепятственную  возмож­ность бомбить город. Этому во многом спо­собствовала  и  блокировка  вражеских  аэро­дромов,    удары   по    ним    нашей    авиации. В течение 1 часа 10 минут   на   Кенигсберг сбросили бомбы 516 тяжелых бомбардиров­щиков. За 7 апреля в результате действий фронто­вой и бомбардировочной авиации на Кенигс­берг было сброшено более 1000 тонн бомб.

Движение по городу стало невозможным. Противник потерял управление частями и не мог маневрировать резервами. Наши на­земные войска, использовав этот момент, ворвались с севера и юга в город и завяза­ли бои на его окраинах. Одновременно на­ша авиация наносила удары по Земландской группировке войск, упорно пытавшейся под­держать осажденный в городе гарнизон или хотя бы обеспечить его эвакуацию. Эффек­тивный сосредоточенный бомбардировочный удар был нанесен также по порту Пиллау. В ночь на 8 апреля по району сосредоточе­ния Земландской группы противника бом­бардировщиками было произведено около 2000 самолет-бомбардировок. Днем 8 апреля эффективные действия штур­мовой авиации помогли нашим войскам вый­ти к реке Прегель и тем самым полностью отрезать кенигсбергский гарнизон от Зем­ландской группировки.

Кенигсберг был охвачен пожарами, дым за­крывал цели, намеченные для поражения авиацией. Создавалась исключительно тяже­лая обстановка для штурмовиков. Чтобы просматривать цели и корректировать дейст­вия самолетов, авианаводчики забирались на чердаки высоких зданий, мачты высоко­вольтных электролиний. Нацеливание штур­мовиков должно было быть очень точным, чтобы не поразить свои войска. Бомбардировочные удары в этот день были нанесены по окруженной части гарнизона в центральных и северо-западных районах города.

В течение дня и ночи мощные бомбардиро­вочные удары наносились также по порту Пиллау, через который эвакуировался ос­новной поток противника, по северному по­бережью залива Фришес-Хафф, по всем вра­жеским аэродромам.

Таким образом, при содействии авиации на­земные войска полностью завершили окру­жение остатков кенигсбергского гарнизона и заняли значительную часть города. В ночь на 9 апреля противник предпринял отчаянную попытку прорваться из кольца окружения навстречу 5-й танковой дивизии Земландской группировки, контратаковавшей наши войска с запада. Ночные соединения штурмовиков и бомбардировщиков помогли нашим наземным войскам парализовать действия врага.

Планы противника были сорваны. В ночь с 9 па 10 апреля остатки гарнизона кре­пости и города Кенигсберга капитулиро­вали.

За время с 6 по 9 апреля 1945 года со­ветской авиацией было произведено 13900 самолетовылетов, сброшено 4456 тонн бомб.

 

 

 

Т. Т. ХРЮКИН.

дважды Герой Советского Союза,

генерал-полковник авиации

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

СОСТАВ ВОЙСК

 

При составлении сведений использовался материал из Сборника "Штурм Кенигсберга" /Сост.: К. Н. Медведев, А. И. Петрикин. Кн. изд-во, Калининград-1985.

 

На главную страницу

(С)  Разработка проекта и дизайн Будаева А. В.   При использовании информации, полученной с сайта, ссылка на него обязательна.

Сайт создан в системе uCoz